История породы Самоед
- mulikm
- 29 июл. 2016 г.
- 3 мин. чтения

Нам немножко обидно, когда поджарую умницу-красавицу кличут немецкой овчаркой, а мощного и благородного «лорда» английским мастифом. И мы гордимся, называя огромного добряка-флегматика московской сторожевой, а собаку-легкоатлета – русской борзой.
Русских пород собак немало. Кинологи могут рассказывать о них часами. Но в родном списке несколько затерялась (совершенно незаслуженно) порода собак, отличающихся как необычным «дизайном», так и оригинальным названием. Речь о самоедах – собаках, которых даже в иноязычном прочтении (samoyed) трудно заподозрить в «импортном» происхождении.
Происхождение породы
Самоед – одна из древнейших пород, корни которой можно отыскать в XI веке до н. э. Уже тогда, 3 тысячи лет назад, белые красавцы были прекрасными компаньонами народностям самодийской группы (самодийцев, или самоедов), к числу которых относят и ненцев. Современные самоедские собаки немного отличаются морфологически от своих предков. Домашняя и выставочная жизнь наложили отпечаток на внешность животных. Аборигенная порода очень сильно смахивает на полярного волка. Вероятнее всего, самоед – одомашненная «версия» дикого зверя. Точно неизвестно, в каком регионе впервые приручили волка, но скорее всего, первые самоеды появились в Южной Сибири, у истоков Енисея и Оби.
В пользу этой версии говорит однотипность древних самодийских собак. Хотя никто не знает достоверно, как выглядели первые самоеды, известно, что уже три тысячелетия назад это была вполне сформированная порода. Учитывая кочевой образ жизни самодийцев и схожесть собак в разных местностях, можно вполне уверенно говорить о волчьем происхождении. Некоторые специалисты, однако, считают, что шпицеобразную породу вывели из ненецкой лайки.
Происхождение названия породы
Есть несколько версий происхождения названия породы.
Первая очевидна – от названия народа.
Согласно другой версии, толчком к «неймингу» послужил окрас собак. Абсолютно белые самоеды в условиях снежного севера были отличными маскировщиками. Поскольку породу, в частности, использовали в качестве транспорта, заметить их в упряжке да на расстоянии не всегда удавалось сходу. Отсюда и ассоциация – сани ехали сами, значит и название самоедов вполне оправдано.
Третья версия совсем уж экзотична. Западные путешественники, попадая в суровые условия обитания самодийцев, удивлялись, как можно существовать без возможности выращивать продукты и употреблять в пищу дикорастущую флору. Складывалось дикое и неразумное впечатление, будто самодийцы и их питомцы поедали сами себя. Нельзя не признать, что первая ассоциация названия чаще всего связана именно с едой, а вовсе не с самостоятельной ездой.
Современное распространение породы
Согласно незадокументированным данным, первые самоеды стали известны западной публике благодаря англичанину Д. Уиггинсу. Якобы, капитан, завершив карьеру, решил исследовать северный морской путь. Добравшись до Южной Сибири, он не мог не обратить внимания на белоснежных красавцев. Таким образом несколько самоедов оказались в Англии.
Более популярна и вероятна версия, по которой самоедские собаки проникли в Европу благодаря другому британцу – Эрнсту Скотту. В 1889 году английский зоолог несколько месяцев провёл, исследуя быт самодийцев. В качестве «вознаграждения» за свой труд он взял с собой в Англию несколько собак, без которых жизнь племён было невозможно представить – самоеды пасли скот, грели в чумах людей, помогали охотиться… Среди приятной добычи был кобель по кличке Масти.
Принято считать, что Э. Скотт и его жена Клара в ответе за современное систематическое разведение самоедских собак. Распространению породы способствовал знаменитый исследователь Р. Амундсен, который добрался до Южного полюса не без помощи самоедов. Большое спасибо за популяризацию красивейших собак можно сказать королеве Александре. В родословной многих современных породистых европейских и американских самоедов прослеживается связь с «королевскими» предками.
Немного странно, но на родине – в России – самоеды надолго утратили популярность. Сегодня она возвращается. Есть обоснованная надежда, что эти прекрасные собаки вскоре будут вызывать удивление лишь внешним видом, но никак не названием.
Comments